2с. Уллучара офорт травл.штр 15.7х11.5Участник: Алиева (Саидова) Фатима Алимовна

Руководитель диплома: Ханмагомедов Юсуп Маммаевич, доцент, Заслуженный художник Республики Дагестан

Краткое описание: Дагестан – это уникальный регион, где идет постоянное взаимодействие различных культур и традиций, место интенсивных этнокультурных контактов и контрастных языковых различий.

 В культуре дагестанских народов четко прослеживаются характерные черты арабского и иранского влияния; а различные стороны ислама отражаются на формировании всех компонентов культурно–исторического ландшафта.
Сохранился ряд аулов с исторически сложившейся производственной специализаций – центры народных промыслов. Эти «каменные летописи» – создания человеческих рук, свидетели исторических событий, трагедий, народного героизма. Древние дагестанские аулы, искусно вписанные в террасированный ландшафт, производят неизгладимое впечатление.
Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней художника, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.
Учась еще на третьем курсе, выполняя очередное тематическое задание, я выбрала пейзаж села Кубачи. О селе Кубачи можно говорить долго. Это село - уникальное явление истории культуры не только Дагестана, но и России. Меня очень привлекла "старая часть" села Кубачи, ее жилая архитектура с многочисленными узкими улочками, кварталами, на стенах которых сохранились орнаменты, письмена и зооморфные и антропоморфные изображения, увековеченные еще с очень ранних времен, которые можно рассматривать бесконечно. Эта гравюра стала предтечей будущего дипломного проекта, идеей создания серии пейзажей, посвященных историко-архитектурным памятникам Дагестана.
Продолжая и развивая эту идею, я посетила различные села нашей удивительной республики, собирая натурный материал, и остановила свой выбор на таких селах, как Уллучара (Акушинский район), Кубачи (Дахадаевский район) и Игали (Гумбетовский район). Настолько они обезоруживают великолепием и красотой старых построек, на самом видном месте которых невозможно не заметить главное сооружение любого аула – мечети, как например, в Игали, впечатлившего своей сохранившейся архитектурой, пейзажами, так и в моем родном селе Уллучара, в котором я была не раз, гостя у родных, делая зарисовки, наброски как сельской архитектуры, так и жителей села.
Говоря о выборе материала и техники исполнения серии дипломных листов отмечу, что восхищение строгими и ясными по замыслу гравюры Дюрера, Ганса Гольбейна, Ж-Б.Пиранези, приверженность к искусству прошлого, а также технические навыки приобретенные в годы учебы сыграли для меня немаловажную роль в выборе материала и техники исполнения задуманной серии графических работ. В офорте больше манер, чем в любой другой графической технике. Сопоставив офорт с другими эстампами, например литографией, ксилографией, нетрудно убедиться в том, что офорт отличается особой напряженностью, глубиной, живописностью и очень широким тональным диапазоном изображения. Эти качества придают офорту глубокая печать. Изображение, оттиснутое под сильным давлением из углублений печатной формы, имеет возвышающийся над плоскостью бумаги рельеф, особенно хорошо заметный в штрихе. Благодаря световым колебаниям, создаваемым рельефом, оттиск приобретает характерную глубину и напряженность. В зависимости от глубины штрихов и точек печатной формы на бумагу переносится слой краски различной толщины, что и создает большое тональное разнообразие, недоступное никакой другой технике печатной графики.
Как уже было подчеркнуто не раз, что «без исторической памяти нет традиции, без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, нет духовности, нет личности, без личности нет народа». Значит, необходимо пробудить интерес подрастающего поколения к истории, культуре, обычаям и традициям народов нашего края. Многообразие форм культурных ценностей - общее достояние всех дагестанских народов. Через любовь к собственной культуре и традициям каждый из нас может почувствовать отношение других народов к своим корням.
Цель моей дипломной работы отразить сохранившиеся на сегодняшний день архитектурные памятники нашего удивительного и неповторимого края в графической серии и привлечь внимание наших соотечественников к сохранению и изучению культурно-исторического наследия наших народов.
В настоящее время старые кварталы селений и городов, исторические центры и старинные памятники стремительно исчезают с лица Земли. Многие из них уже никогда не вернуть к жизни. Поэтому в социальном плане сохранение монументального культурно-исторического наследия не только оправдано, но и приобретает политическое и моральное значение, вследствие чего охрана культурного богатства становится делом каждого члена общества.