4.В сакле у бабушки из серии Сельские будни гризайль бум.акв. 2015г 27х24Участник: Шахбанова Джамиля Малашахбановна

Руководитель диплома: Ханмагомедов Юсуп Маммаевич, доцент, Заслуженный художник Республики Дагестан

Краткое описание: Моя дипломная работа посвящена сельским будням жителей гор. И поэтому жанр, выбранной мною темы, можно отнести к бытовому.

 Именно в этом жанре находит своё отображение типичный поток времени. Люди, изображенные на моих графических листах, не известны истории, а события не несут глобального характера. В большей степени они дают подробное описание сложившихся традиций.
Материалом для моей дипломной работы послужили наброски, зарисовки, эскизы, сделанные за годы учебы и пленэрных практик, этнографические материалы, а также фотоматериалы, полученные во время путешествий по селам Дагестана.
В процессе развития в бытовом жанре определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Бытовой жанр, пожалуй, в наибольшей степени связан с предрассудками и превратностями в толковании. В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям.
Говоря о быте сельских жителей, чему и посвящена моя дипломная работа, в первую очередь следует подчеркнуть связь с природой. Ведь именно природа превращала горцев в тружеников, а труд превращался в основу материального и духовного богатства народа. Активная роль человека в преобразовании окружающей жизни, сила его разума выражены в следующих пословицах и поговорках: «Без труда не может быть изобилия», «Разум из головы выйдет, драгоценное из камня».
Народ не ограничивался только лишь образной констатацией пользы труда, но и требовал учить детей труду. Не случайно горцы говорят: «Увиденное и выполненное самим полезнее, чем услышанное». Именно поэтому с раннего детства ребенок вступал в практическую жизнь и в труде развивал свои умственные и физические силы. Труд являлся для него школой, и в труде проходила его дальнейшая жизнь. И это понятно. Чтобы обеспечить себе самое скудное существование в суровых условиях гор, должны были работать все члены семьи.
Горцы считали труд, умелые руки самым надежным богатством. Недаром кумыки говорят: «У кого умелые руки, тот и мёд ест».
Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях.