Камилова Асият. Диптих. Наследие. Кала корейш офорт травл.штрих 2013Участник: Камилова Асият Руслановна

Руководитель диплома: Ханмагомедов Юсуп Маммаевич, доцент, Заслуженный художник Республики Дагестан

Краткое описание: Дагестан – это уникальный регион, где идет постоянное взаимодействие различных культур и традиций, место интенсивных этнокультурных контактов и контрастных языковых различий

 В культуре дагестанских народов четко прослеживаются характерные черты арабского и иранского влияния; а различные стороны ислама отражаются на формировании всех компонентов культурно–исторического ландшафта.
Дагестан располагает и древними историко–культурными памятниками и комплексами, которые датируются в диапазоне от каменного века до современности. В их числе такие выдающиеся археологические комплексы, как Чохское поселение эпохи мезолита и энеолита, поселение Гинчи эпохи энеолита, Великент – эпохи ранней и средней бронзы, Сумбатлинские поселения, датируемые началом I тысячелетия н. э.– VIII в. н. э., Дербентский оборонительный комплекс, относящийся к раннему средневековью, памятники языческой, зороастрийской, христианской и исламской архитектуры, системы сигнальных, оборонительных и жилых башен, аулы - «музеи», сохранившие свой средневековый внешний облик и традиционную культуру, памятники земледельческой культуры (террасное земледелие).
Сохранился и ряд аулов с исторически сложившейся производственной специализаций – центры народных промыслов. Эти «каменные летописи» – создания человеческих рук, свидетели исторических событий, трагедий, народного героизма. Древние дагестанские аулы, искусно вписанные в террасированный ландшафт, производят неизгладимое впечатление.
Сегодня большинство из этих культурно-исторических памятников близко к полному разрушению. Этот тревожный процесс, стремительно набирающий обороты, ставит под угрозу обрыва ту тонкую нить культурно–исторической преемственности, которая осязаемо, связывает нас с прошлым.
Древнейшие архитектурные постройки, предметы быта и декоративно-прикладного искусства дают представление об эстетических взглядах и вкусах того или иного народов Дагестана.
Моя дипломная работа диптих «Наследие» посвящена историко-архитектурным памятникам Дагестана.
О селах Дахадаевского района можно говорить долго, но мой выбор пал на бывший центр некогда существовавшего Кайтагского уцмийства с. Кала - Корейш.
В богатейшем культурно-историческом наследии народов Дагестана особое место занимает уникальный памятник Кала - Корейш, расположенный в Дахадаевском районе. Это один из древнейших населенных пунктов Дагестана, выступавший столицей крупного феодального владения - Кайтагского уцмийства, известного политического, идеологического и культурного центра региона. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми его обитателями были арабы из племени курейшитов, потомки пророка Мухаммеда.
В средние века Кала - Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала - Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей. Долгие годы аул был заброшен. Так, например, практически уничтожена была красивейшая мечеть IX века, украшенная некогда замечательными декоративными резными элементами. Кала - Корейш представляет собой уникальную историко-культурную зону. Учитывая огромное культурно-историческое значение памятника, Совет Министров РД принял специальное постановление по сохранению и увековечиванию комплекса древних сооружений Кала - Корейша.
Кала - Корейш примечателен тем, что здесь сосредоточено множество замечательных памятников истории и культуры - мечеть XII-XIII вв. со штуковым михрабом, полуцилиндрическим или "саркофагообразные" надгробья, мавзолей кайтагских уцмиев, памятники арабской эпиграфики и др.
Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.
Последние жители столицы некогда процветавшего уцмийства были успешно выселены в 1944 году в Чечню. Потом многие из них вернулись в Дагестан, осели в Маджалисе, Мамедкале.
Мечеть Кала - Корейша — одно из древнейших мусульманских сооружений Дагестана. Она расположена в центральной, наиболее возвышенной части селения и представляет собой небольшое прямоугольное в плане здание, сложенное из местного рваного камня на глиняном растворе. В южной стене был сооружен михраб, состоявший из двух ниш, встроенных одна в другую, с первоклассным штуковым обрамлением. В настоящее время штуковый михраб не сохранился, он был уничтожен лет 20 тому назад в ходе «подготовки» реставрационных работ. В самом здании еще и сегодня стоит чудом уцелевшая стела над могилой одного из жителей. Сохранилась незначительная часть внутренней ниши. Мечеть датируется исследователями XII—XIII в.
В Дагестанском музее можно увидеть резную дверь, снятую в мечети, и вывезенную из гор. Удивительный орнамент резьбы с растительными и зооморфными мотивами не может не обратить на себя внимание. Так родилась идея собрать воедино архитектуру комплекса, декоративно – прикладные элементы данного памятника и окружающую природу.
Продолжая и развивая эту идею, я также посетила несколько Агульских сел, собирая натурный материал. Сложность состояла в выборе аула для графического листа дипломной серии - настолько они обезоруживают великолепием и красотой старых построек, на самом видном месте которых невозможно не заметить главное сооружение любого аула – мечети, с выделяющимися на фоне гор, необыкновенными минаретами.
Агулы - древние жители Южного Дагестана. Самоназвание их - агулар. Агульский язык входит в состав лезгинской языковой группы. Этнотерритория агулов разделена на две неравнозначные части. Большинство агульских селений находится в бассейне Чирахчая и только несколько селений в верховьях Курахчая. Самые крупные агульские селения сосредоточены по долине Чирахчая.
Сведения письменных источников указывают на то, что в IV веке до н. э. агулы входили в состав государства Кавказская Албания. В раннем средневековье агулы вошли в состав политического объединения «Лакз». Касаясь вопросов распространения Ислама, нужно отметить, что к XIV веку Ислам прочно укрепил свои позиции в Агуле.
Территория агулов неоднократно подвергалась опустошительным набегам иноземцев, вследствие чего были разрушены многие агульские села. В числе сохранившихся и ныне продолжающих свое существование центр Агульского района селение Тпиг. Одной из достопримечательностей аула старинная мечеть. Известно, что она строилась по проекту шейха Абу Муслима, который лично закладывал фундамент для ее минарета. В истории мечети есть упоминание о разрушении во время набега войск Надыр-шаха, а также и последующим восстановлении. Постепенно росло село, и мечеть была расширена.
В 1952 г., во время землетрясения, башня минарета развалилась и ее восстановлением занимался местный житель Гадат Магомедов.
Сегодня мы имеем возможность увидеть этот памятник, ныне воссозданный стараниями неравнодушных к историко-архитектурному наследию сельчан, в сохраненном и функционирующем виде. Резные двери мечети являются одним из прекрасных образцов декоративно – прикладного искусства Дагестана.
Привязка орнаментального декора к месту изображаемого пейзажа становится неким символом, как необходимости сохранения уцелевших памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства, так например, резьба по дереву на дверях мечетей стала декоративным дополнением к пейзажу.
Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней художника, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.
Учась еще на третьем курсе, выполняя очередное тематическое задание, я выбрала пейзаж города Хасавюрта со старинной церковью на Кавказе - Храм Матери Божьей. Великолепное сооружение нельзя оставить без внимания, как и многие забытые духовные ценности. Эта гравюра стала предтечей будущего дипломного проекта, идеей создания серии пейзажей, посвященных историко – архитектурным памятникам Дагестана.
Офорт, как никакой другой вид гравюр, ввиду небольшого размера художественного произведения и тонкости исполнения работы, подходит для выполнения поставленной задачи, а именно - передать красоту сельского пейзажа, сохранить и запечатлеть уцелевшее историко-архитектурное прошлое, показать мастерство дагестанских прикладников.
Название диптиха «Наследие» уже говорит само за себя – это то наследие, в котором увековечена история развития культуры и искусства Дагестана в целом.
Цель моей дипломной работы отразить сохранившиеся на сегодняшний день архитектурные памятники нашего удивительного и неповторимого края в графической серии и привлечь внимание наших соотечественников к сохранению и изучению культурно-исторического наследия наших народов.
В настоящее время старые кварталы селений и городов, исторические центры и старинные памятники стремительно исчезают с лица Земли. Многие из них уже никогда не вернуть к жизни. Поэтому в социальном плане сохранение монументального культурно-исторического наследия не только оправдано, но и приобретает политическое и моральное значение, вследствие чего охрана культурного богатства становится делом каждого члена общества.

Could not load widget with the id 60.