Участник: Евтюшкина Юлия Александровна
Руководитель диплома: Коробий Елена Борисовна, доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России
Краткое описание: Объектом для проектирования является здание функционирующей «Амурской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих».
Здание находится в Амурской области, город Благовещенск, по адресу переулок Южный 2. Библиотека занимает часть первого этажа пятиэтажного кирпичного дома,высота. Функция библиотеки - предоставление доступа к информации людям с нарушением зрения всех возрастных групп.
В проекте разработаны помещения: вестибюль, читальный зал, детский чит зал, детская игровая, зимний сад.
Концепция интерьера заключается в организации физической доступности библиотеки при помощи оснащения рельефно-точечными указателями, направляющими дорожками и поручнями, а также цветовая и световая разметка помещений и их отдельных элементов, наличие различного по фактуре напольного покрытия, система звуковой и тактильной информации. Использовались округлые формы в мебели и в пространстве интерьера.
Основным цветом для оформления интерьера взят белый т.к на нём хорошо различимы яркие акценты. Цвет и фактура способствуют улучшению ориентации слабовидящих в пространстве.
При входе в библиотеку мы попадаем в блок обслуживания читателей, в котором расположен: вестибюль, абонемент, читальный зал. В вестибюле справа от входа расположены гардероб, обозначенный зелёным цветом, оснащённый гардеробными шкафчиками, мнемосхема (тактильная схема движения). Абонемент находится напротив входа, оснащён электронным каталогом, выделен фиолетовым цветом. Слева от абонемента, расположены два сан.узла. Слева от входа – уголок отдыха оборудованный креслами и жк. экраном с крупно шрифтовой видеоинформацией, на полу выделен ковролином зелёного цвета, сенсорная брайлевская доска. Все стены, коридоры вестибюля оборудованы поручнями и отбойными полосами. Двери всех помещений обозначены тактильными указателями зелёного цвета, выполненными рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтами. На колонне в вестибюле расположены указатели помещений, цвета указателей соответствуют основным цветам окраски помещений. Потолочные светильники служат световым ориентиром в пространстве.
Читальный зал на 18 посадочных мест начинается с кафедры выдачи литературы, обозначенной оранжевым цветом. Читальный зал оборудован стеллажами настенными стационарными, столами, встроенными плеерами для аудио книг, наушниками. Рядом расположен стол для группового чтения. Основной цвет читального зала - синий. Он использован для окраски стен в зонах книжных стеллажей, и для выделения читальной зоны на полу. Книжные стеллажи оборудованы указателями, выполненными рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтами. На потолке по основным направлениям движения посетителей световые полосы.
Справа от читального зала находится детский читальный зал, вдоль стен читального зала располагаются стеллажи яркого жёлто-зелёного цвета для детской литературы, справа от входа вдоль стены находятся читальные места - парты. Над партами предусмотрены потолочные подвесные светильники местного освещения. В центре детского читального зала установлен книжный стеллаж имитирующий дерево, зелёного цвета, с четырьмя мягкими посадочными местами. На полу стеллаж выделен ковролином серого цвета, по контуру ковролина тактильная полоса жёлтого цвета по направлению движения посетителей.
Детская игровая комната находится в культурно реабилитационном блоке, предназначена для обучающих и развивающих занятий с детьми. В ней размещено игровое реабилитационное оборудование: модульное напольное, стационарное настенное. Комната оборудована стеллажами для книг и игрушек, детскими столами и стульчиками для занятий, пуфами, а так же поручнями и предупреждающим рельефно-точечным покрытием. Дизайн интерьера в детской игровой основан на тематическом использовании природных форм –колонны круглой формы плавно переходящие в потолок, имитирующие крону деревьев, со встроенной светодиодной подсветкой. Вокруг колонн расставлены пуфы на которых могут расположиться как дети так и родители. На полу зона для малышей выделена ковролином зелёного цвета, имитируя травянистую поляну. Яркий жёлто-зелёный цвет используется для выделения зон с учебно-развивающим оборудованием. Детская игровая комната оборудована поручнями на высоте 70 см. от пола и предупреждающим рельефно-точечным покрытием. На стеклянных дверях, ведущих в зимний сад предупредительная красная полоса на высоте 90 см от пола.
Зимний сад, предназначен для отдыха, для группового чтения, оборудован мягкими широкими диванами и пуфами ярких цветов со встроенными лампами. Справа и слева от входа вдоль стен насаждения из различных растений. Зоны с диванами выделены ковролином зелёного цвета. Для освещения использованы потолочные светильники в виде капель, на полу размещены предупреждающие тактильные полосы вблизи остеклённой стены и возле входной двери.
Фасад выполнен в соответствии с концепцией проекта, с использованием фактур, с цветовой разметкой архитектурных форм. Входной узел выделен зелёным цветом, оборудован ведущими ко входу лестницей, пандусом, поручнями красного цвета, пути следования посетителей до библиотеки оборудованы тактильной плиткой жёлтого цвета.
На основе требований предъявляемых к специальным объектам спроектирована структура внутреннего пространства максимально упрощённая и предсказуемая. Выполнены интерьеры с учетом потребностей инвалидов с применением современных технологий и материалов. Направление движений в помещении организованно линейно. Что упрощает запоминание внутренней и внешней среды.