DSC08730Участник: Шемякина Анна Константиновна

Руководитель диплома: Пен Сергей Варленовичпрофессор

Краткое описание: Серия пейзажей «В окрестностях деревни Ореховно» выражает мое стремление показать красоту псковской земли и представить поэзию тихой деревенской жизни.

 

Целью дипломного проекта явилось создание художественного образа природы окрестностей деревни, где я провела свое детство; образа, наполненного воспоминаниями и впечатлениями. Всякий раз, приезжая в родные края, под Псков, в маленькую деревню под названием «Ореховно», мне было невообразимо радостно. Природа тех мест наполняла меня духовной силой, и мне было жаль расставаться с ней, уезжать обратно в город.

Одни и те же виды: зеленые холмы, голубая даль, тихая маленькая извилистая речка, убегающая дорога. Все это изменялось, затухало: речка зарастала камышом, дорога зарастала травой, и только лес по-прежнему стоял на своем месте, величественный и печальный, окруженный непроходимым болотом. Деревня пустела, и я спешила запомнить её такой, какой она была.

В живописи я могла сохранить свои впечатления, мысленно возвращаясь в те края, чтобы снова и снова пережить чувство глубокого единения с природой, восхищения ей.

Если вы почувствовали душу этих мест через мою серию пейзажей, значит, мне удалось передать атмосферу тех мест и, самое главное, моё отношение к ним.

Для достижения поставленной цели, мной был обозначен ряд задач, которые можно назвать и этапами работы:

1.         Выполнить натурные этюды мест и выбрать наиболее удачные и подходящие под замысел;

2.         Определиться с количеством работ, их примерным форматом;

3.         Найти интересную, «острую» композицию, удовлетворяющую замысел;

4.         На основании этюдов определиться с колоритом каждой картины (необходимо было создать разные состояния природы для полного образа);

5.         Выполнить подробный картон в размер работ;

6.         Приступить к выполнению работ, в процессе улучшая композицию.

Центральная картина – главная, так как в ней, в отличие от двух других, главным являются фигуры на первом плане. Изображенная сцена: две женщины, закончившие стирку на реке – одновременно и воспоминание из детства, и наблюдение за современной жизнью деревни. Что-то осталось как раньше. Пожилые женщины все также ходят на реку полоскать белье.

Тема стирки, прачек достаточно популярна в искусстве, поэтому подобрать нужный иллюстративный материал, на который можно было опереться, не составило труда. Больше всего меня увлекали работы мастеров 20 века: Пластова, Ткачевых Сергея и Алексея, Коровина, Самохвалова, Мыльникова и др. Несмотря на идеализированный характер многих работ этого периода, соцреалистическая живопись неожиданно оказалась наиболее близка мне по духу.

Два оставшихся холста справа и слева дополняют главный, образуя, тем самым, триптих. Они отображают два прямо противоположных состояния природы: солнечный полдень и пасмурный день. Солнечный пейзаж «Дорога к дому Дедуновых» потребовал дополнительных цветовых поисков. Сложность возникла в написании облаков в контражуре. В процессе работы над другими холстами также неизбежно возникали трудности в построении пространства, которые постепенно удавалось преодолеть.

Композиционной особенностью всех холстов стал высокий горизонт, который во многом усложнил передачу пространства, зато придал пейзажам остроту и выразительность. Работа над композицией, естественно, не ограничилась поднятием горизонта. Шел долгий процесс от первых натурных этюдов, до законченной работы. Пришлось от многого отказаться и многое изменить для достижения наиболее удачного результата.

По-своему необычным оказался вертикальный формат центрального пейзажа. Главной проблемой стало грамотно организовать его композицию, следить за вертикалями и горизонталями.

Цветом в каждой картине мне хотелось передать краски позднего августа. Кое-где уже пробивающаяся желтая листва, цветущий иван-чай, жухлая трава полей обогатили палитру и придали серии пейзажей, на мой взгляд, особенное поэтичное настроение.

Выбранный формат, сюжет, размер холстов, композиция, состояния природы, цветовая гамма – всё это, как мне кажется, всецело способствует передачи моего замысла, облекая его в стройную законченную форму.