Абха́зия, (абх-Апсны́)— территория в Закавказье на юго-восточном побережье Черного моря, фактически занимаемая частично признанной республикой Абхазия. На севере граничит с Россией, на востоке — с Грузией. Республика Абхазия признана российской Федерацией 26 августа 2008 года, Никарагуа - 5 сентября 2008 года, Венесуэлой - 10 сентября 2009 года и республикой Науру-15 декабря 2009 года. Кроме того, Абхазия признана частично признанной Республикой Южная Осетия и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, поддерживаются тесные двусторонние отношения с Нагорно-Карабахской Республикой. В 2010 году вице-спикер Парламента Абхазии Вячеслав Цугба указал на то, что Абхазия, Южная Осетия, НКР и Приднестровье уже давно признали независимость друг друга и очень тесно сотрудничают между собой.
Республика Абхазия состоит из 7 исторических областей (об этом напоминают 7 звёзд на государственном флаге) — Садзын, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самырзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.
Подавляющему большинству нынешнего населения Абхазии в период до официального признания Абхазии со стороны России было предоставлено российское гражданство. В качестве основания для такого решения российские власти ссылались на пункт «б» части 1 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве» Российской Федерации, утверждая, что эти жители Абхазии не получили гражданства Грузии и остаются лицами без гражданства.
Абхазия выпускает свои почтовые марки. В качестве денежной единицы применяется российский рубль, кроме того, 26 сентября 2008 года Национальный Банк Абхазии ввёл в обращение памятные и юбилейные монеты абхазской денежной единицы «Апсар».
Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингури, на юго-западе омывается Черным морем. Побережье, длиной более 210 км, мало изрезанное, часто встречаются широкие галечные пляжи. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность.
Климат Абхазии обусловлен её прибрежным положением и наличием высокогорных хребтов. На побережье климат влажный субтропический. Средняя температура января от +2 до +4 °C. Средняя температура августа от +22 до +24. Среднее количество осадков — около 1500 мм в год.
В горах четко выражена высотная поясность, что обусловливает большие различия в климате различных горных местностей. Субтропический пояс в горах простирается приблизительно до отметки в 400 м. Вечные снега лежат на высоте от 2700-3000 м.
Большую часть территории республики (около 75 %) занимают отроги Главного (водораздельного хребта), ограничивающего Абхазию с севера, — Гагрский, Бзыбский, Абхазский и Кодорские хребты. Наивысшая точка хребта — гора Домбай-Ульген (4046 м). Через Главный хребет в Абхазию ведут перевалы — Клухорский (2781 м), Марухский (2739 м) и другие. В настоящее время дороги, ведущие через перевалы из Абхазии в Грузию, заминированы, и сообщение по ним не осуществляется.
С юго-востока в Абхазию заходит, постепенно сужаясь, Колхидская низменность. Узкая полоса низменности тянется вдоль побережья к северо-западу от реки Кодор. Между горами и низменностями — пояс холмистых предгорий. В Абхазии развиты карстовые явления (пещеры Воронья, Абрскила, Анакопийская и др.). В республике находится самая глубокая карстовая пещера мира — полость Крубера-Воронья (глубина 2080 метров), находящаяся неподалёку от Гагры. В шести километрах от Гагры находится живописная гора Мамзыщха.
Официальное название – республика Абхазия, частично признанное государство в северо-западном Закавказье. Президентско-парламентская республика. Официальные государственные языки – абхазский, русский. Система управления образованием регулируется государственной политикой в области образования и основывается на положения основного закона Республики Абхазия - Конституции Республики Абхазия, которая гарантирует гражданам государства права на получение образования.
С 1992-1993 учебного года Абхазия перешла на российские стандарты образования. Система образования в республике Абхазия-это среднее общее образование. В системе среднего образования работают 169 общеобразовательных школ, из которых средних - 149, неполных средних – 15 и начальных 5. Программы среднего профессионального образования реализуются в следующих учебных заведениях: Гагрском гуманитарно-промышленном техникуме им. Б. Г. Кехирипа, Государственном Сухумском колледже, Абхазском многоотраслевом колледже, Гальском гуманитарном колледже и Сухумском филиале Московского гуманитарно-экологического колледжа.
При завершении программы среднего общего образования выпускники получают итоговый документ - АТТЕСТАТ О СРЕДНЕМ (ПОЛНОМ) ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ, дающий доступ к программам высшего образования.
Система высшего образования Абхазии представлена двумя высшими учебными заведениями: это Абхазский государственный университет (АГУ) и Сухумский открытый институт. АГУ осуществляет свою деятельность на основании постановления Кабинета министров Республики Абхазия № 62 от 15 марта 1997 г. и реализует программы высшего образования по очной и заочной формам обучения.
В Абхазском государственном университете осуществляется подготовка по 25 направлениям и 35 специальностям: математика; прикладная математика и информатика; физика; химия; биология; география; история; юриспруденция; журналистика; филология (абхазский язык и литература; русский язык и литература); лингвистика и межкультурная коммуникация; физическая культура и спорт; адаптивная физическая культура; изобразительное искусство; дошкольная педагогика и психология; педагогика и методика начального образования; педагогика и психология; русский язык и литература с дополнительной специальностью английский язык, абхазский язык в неабхазской школе; медицинская биохимия; актерско-режиссерское искусство; финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; национальная экономика; менеджмент организации; социально-культурный сервис и туризм; международные отношения; таможенное дело; лесное хозяйство; агрономия; технология субтропических и пищевкусовых продуктов; механизация сельского хозяйства; электрификация и автоматизация промышленности и сельского хозяйства; автомобили и автомобильное хозяйство.
Обучение осуществляется по государственным российским образовательным стандартам, на которые Абхазия перешла после Отечественной войны народов Абхазии 1992—1993 годов.
Образовательные программы включают циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных дисциплин, профессиональных дисциплин и дисциплин специализации, а также национальные и региональные компоненты, предусматривающие изучение языка, истории, самобытной культуры и традиций абхазского народа.
По завершении обучения в университете выпускники получают диплом государственного образца с присвоением соответствующей квалификации, полученной в процессе обучения.
Из 169 общеобразовательных школ Абхазии 149 — средних, 15 — неполных средних и 5 — начальных. В республике 129 сельских школ и 40 городских, где работают 3 506 преподавателей. По данным министерства образования, в Абхазии насчитывается 25 840 учащихся. В республике работают 63 — абхазские, 51 — русская, 39 — армянских, 17 — абхазо-русских и одна русско-армянская школы. В Гальском районе — 12 школ, десять из которых — сельские. Помимо школ, в республике работают 23 дошкольных учреждения, где воспитываются 2 294 детей. В республике функционируют Сухумский лицей-интернат, Калдахуарский и Тамышский интернаты. В Абхазии функционируют Тамышский интернат и Гагрский «Башаран-колледж». В Сухуме функционируют две общеобразовательные частные школы — «Альфа» и «Свет».[59]
В системе министерства образования Абхазии - 8 средних специальных учебных заведения: Гагрский гуманитарно-промышленный техникум им. Б. Г. Кехирипа, филиалы Новочеркассого промышленно-гуманитарного колледжа в Сухуми и Гагре, Сухумский филиал Московского гуманитарно-экологического колледжа, Государственный Сухумский колледж, Абхазский многоотраслевой колледж и Гальский гуманитарный колледж.
В Абхазии - 2 высших учебных заведения — Абхазский государственный университет и Сухумский открытый институт. В 2010 году студентами Абхазского государственного университета стали 530 абитуриентов, а в Сухумский открытый институт поступили 140 человек. Абхазский государственный университет (АГУ) расположен в г. Сухум, ул. Университетская, 1 и начинает свою историю в первой половине XX века. Постановлением Наркомпроса Абхазии 4 февраля 1932 года основан Агропедагогический институт. В 1933 году он был преобразован в Сухумский государственный педагогический институт им. А. М. Горького. В 1979 г. согласно приказу Министерства высшего и среднего специального образования Грузинской ССР от 13 февраля 1979 г. и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. он реорганизован в Абхазский государственный университет.
АГУ осуществляет свою деятельность на основании постановления Кабинета министров Республики Абхазия № 62 от 15 марта 1997 г. об утверждении Устава и является учебным, научным и культурным центром Республики Абхазия.
На очной и заочной формах обучения университета обучается около 3000 студентов.
Среди профессорского преподавательского состава (всего 397 человек):
7 академиков и членов-корреспондентов Академии наук Абхазии,
31 доктор наук
150 кандидатов наук
профессора и доценты
По словам министра образования, науки, спорта и молодежной политики Республики Абхазия Какоба Адгура Паатовича система образования в Абхазии нуждается сегодня в особом внимании со стороны государства. Это касается как собственно образовательного процесса, так и образовательных учреждений. Приоритетным должно стать повышение качества образования, доведение его до уровня, существующего в развитых странах. Именно это мы подразумеваем, когда говорим о реформе образования. По ряду направлений нам может помочь и обращение к российскому опыту, в частности по вопросу профилизации старших классов школ. В некоторых средних учебных заведениях уже функционируют профильные классы по разным направлениям. Здесь необходимо выработать подходы, которые учитывали бы национальную специфику республики и объективные интересы, и при этом обеспечивали бы учёт российского опыта и мировых тенденций развития образования.
Главный вопрос, стоящий перед образованием в республике сегодня – это создание проекта закона об образовании, и не менее важной задачей является повышение оплаты труда учителей и других работников системы образования Абхазии. Решение этих вопросов возможно и за счет внутренних резервов, в том числе путем оптимизации сети бюджетных учреждений системы образования. Это возможно сделать путем укрупнения школ - через объединение недоукомплектованных школ. Здесь, прежде всего, необходимо, подумать о детях, которые вынуждены получать некачественное образование и мерзнуть в холодных неотапливаемых помещениях лишь потому, что кому-то не хочется закрывать школу, в которой десять учеников.
Один из вопросов, лежащих на поверхности системы дошкольного образования в республике, - переполненность городских детских садов. В то же время дети, проживающие в сельской местности, зачастую полностью лишены возможности получить дошкольное образование. Как обеспечить решение этого вопроса и предоставить равные стартовые условия всем детям - это самая важная задача для всей образовательной системы Абхазии.
Однако переполненность детских садов связана с нехваткой самих учреждений. Сегодня в Абхазии работают 36 садов, в которых обучаются более четырех тысяч детей (4 тысяче), но этого явно недостаточно, и количество дошкольных образовательных учреждений необходимо в разы увеличить. Если говорить о сельских детских садах, возить детей из сельской местности в город сложно для самого ребенка, он может получить психологическую травму от постоянного перемещения на большие расстояния. Более того, это крайне невыгодно и с экономической точки зрения.
Сегодня в республике половина населения живет в городе, вторая половина - в селе. Необходимо такое же количество детских садов, как в городе, построить в селе. Это довольно большая проблема. В городе расположение детских садов довольно удобное, компактное. Один детсад может обслуживать большой район. В селах же плотность населения значительно ниже, расположение детсадов не всегда удобное.
В советском время сад был практически в каждом селе, но сегодня таких возможностей в республике нет. Было бы идеально, если бы в каждом селе Абхазии было дошкольное учреждение, чтобы дети имели одинаковые стартовые возможности.
В будущем, определяя развитие системы образования, министерство образования планирует обязательное дошкольное образование. Но это станет возможным лишь в том случае, когда материально-техническая база республики достигнет такого уровня, что Абхазия самостоятельно будет в состоянии обеспечить практически каждую семью возможностью отправить своего ребенка в детсад и обеспечить самыми необходимыми учебниками и пособиями.
В этой связи возникает еще одна актуальная проблема - как повысить качество обучения в детских садах республики, какие механизмы, формы и методы предусмотрены для подбора квалифицированных кадров для детских образовательных учреждений.
Недавно впервые был инициирован конкурсный отбор воспитателей в детский сад "Улыбка" в Новом районе города Сухум. С учетом результатов данного мероприятия планируется организовывать подобные конкурсные отборы и в других образовательных учреждениях. Система открытого конкурса позволяет гражданам увидеть, что система образования стала открытой, что теперь существуют равные для всех возможности. Тем самым появляется возможность привлекать к вопросу образования лучших из лучших воспитателей и учителей.
Что касается руководителей дошкольных образовательных учреждений, современная система правового регулирования в республике определяет назначение заведующих детскими садами. Однако в будущем желательно планировать ввести конкурсную систему отбора и контрактную основу для руководителей дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это позволит образовательным учреждениям разного уровня отбирать лучшие кадры для работы с детьми.
Конкурсная система повышает качество и мотивацию работников. В настоящее время такая инициатива получила хороший отзыв со стороны общественности городов Абхазии. Сегодня, возможно, это пробный шаг, но в дальнейшем это станет нормой, критерии оценки станут абсолютно прозрачны и понятны всем жителям городов.
Самая актуальная проблема современной Абхазии – это незнание детьми абхазского языка, оно зарождается уже в плоскости дошкольного образования, однако здесь необходимо сделать решительные шаги по коренному пересмотру сложившейся ситуации, чтобы дети, выходя из детского сада, говорили на своем родном языке. Здесь необходимо отметить, что в возрасте от 3 лет и выше, пока ребенок обучается в дошкольном образовательном учреждении, он способен освоить порядка 3 языков и свободно ими владеть. Задача министерства образования в том, чтобы внедрить единые стандарты обучения родному языку во всех детсадах и школах вне зависимости от того, какой язык изучается - русский, абхазский или армянский. Также должен быть единый стандарт минимального уровня знания государственного языка. Соответственно, этот минимальный уровень знания многие воспринимают как знание алфавита. На самом деле минимальный уровень владения языком требует способности говорить, изъясняться и в дальнейшем иметь возможность для его более глубокого изучения. К этому вопросу в дошкольной и школьной образовательной системе должен быть единый подход.
Известно, что в наступившем 2015 году подписан договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между республикой Абхазией и Российской федерацией, естественно, что этот важный документ непосредственно отразится на образовательной сфере Абхазии. Однако следует подчеркнуть, что сфера образования, по праву, занимает важное место в абхазо-российском партнерстве. Подписанный договор открывает перед образовательной системой республики Абхазия определенные возможности. Речь здесь идет о подготовке специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, обеспечении взаимного признания образования и квалификаций, а также повышении квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Кроме того, министерство образования, жители Абхазии и в целом гражданское общество считает целесообразным внедрение единых образовательных стандартов для всех школ республики. На пути решения данного вопроса необходимо начать работу по вводу единых учебников для всех школ республики. Это позволит объединить и систематизировать образовательное пространство. Министерством образования республики Абхазия планируется утверждение общих списков книг, по которым будет вестись обучение во всех школах Абхазии. В настоящее время в некоторых школах обучение ведется по нерекомендованным учебникам Минобразования Абхазии. Это, на мой взгляд, противоречит законодательству Абхазии, прежде всего, закону о государственном языке. Кроме этого, особое внимание сегодня уделяется актуальному вопросу современности - системному отбору абхазских абитуриентов в российские вузы. Следовательно, планируется укрепление взаимодействия между Абхазским госуниверситетом, который по уставу является автономным учреждением, и министерством образования, науки, спорта и молодежной политики Абхазии. Практика прошлых лет показывает, что систему подготовки школьников в средних общеобразовательных учреждениях необходимо изменить коренным образом. Для поступающих в вузы России следует упорядочить систему отбора абхазских абитуриентов, желающих учиться в российских вузах по целевым направлениям. В настоящее время ставится практическая задача: в вузах России Абхазию должны представлять лучшие ребята со всех районов республики. А желающих учиться и добросовестно выполнять свои обязанности, достойно представлять страну в республике есть. Так называемый рынок лимитов, где процветала коррупция и иные злоупотребления, необходимо закрыть. Сегодня перед образованием республики стоит важная задача – налаживание связей Министерства образования с единственным в республике национальным университетом – Абхазским госуниверситетом, где непосредственно абитуриенты проходят отбор и сдачу вступительных экзаменов в Российские вузы. Здесь нужно исходить из того очевидного факта, что система среднего и высшего образования взаимосвязаны. В этой связи Россия как стратегический партнер республики Абхазия оказывает неоценимую помощь и поддержку в подготовке профессиональных кадров, в рамках решение неотложных задач образования в Абхазо-Российском партнерстве.