Культурно-историческая, политическая, социально-психологическая ситуация, в которой происходит сегодня наша конференция, характеризуется чрезвычайной остротой и неопределенностью, на первое место выдвигая не столько проблему того, что мы сделали, сколько требуя ответа на извечный вопрос – что делать? Вопрос, ставший общемировым, но нас в данном случае интересует художественно- культурологическая действительность.
Огромные технические, технологические, производственные, культурные достижения, с одной стороны, и одновременно глобальный кризис – экономический, социальный, демографический, охвативший все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум, объективно фиксируют реально новое историческое состояние развития, которое некоторые ученые связывают с рубежными переменами стадиального характера.


Важнейшим следствием и одновременно показателем этого являются принципиально новые возможности, позиции, способности человека, который оказался сегодня в качественно новом мире. Естественно, в новых условиях не может работать прежняя система художественного образования. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современности. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно иной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать.
Благодаря гигантскому потоку информации из-за интенсивного развития СМИ, миграционным процессам, развитому туризму, возникли новые формы коммуникации, произошло снятие общекультурных барьеров между разными народами, странами, что обеспечивает все более активную открытость мира человеку и человека всему миру. Человечество вышло за пределы привычной среды в принципиально новое измерение, новое пространство жизнедеятельности. В нем важная роль сегодня принадлежит паутине Интернета, приводящей к расширению контактов, изменению восприятия мира, совмещению реального и виртуального пространств.
Всепроникающая информация, в том числе и художественно-образовательная, воздействуя на сознание, мышление людей, изменяя их потребности, ценности, возможности, социальное пространство существования и функционирования, многоплановую систему отношений, объективно формирует современную естественно-культурную среду обитания, обозначаемую порой как «информационная цивилизация».
Причем, формируются разные «дистанции» действия на человека разных «пластов» и сфер этой среды – дальние, ближние, различные по емкости, насыщению, содержанию. «Среда – как подчеркивал гений отечественной психологии Л.С. Выготский, - выступает в развитии... в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль «источника развития».
И вот этот-то источник сегодня практически совершенно изменился. Он приобрел новые, в том числе тревожные для нас характеристики. Изменился и сам человек, обретя новые как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание и межэтнической, и социальной напряженности.
Задача обеспечения прогрессивного развития человека в трудных условиях функционирования современного общества актуализирует роль и значение не только науки, но и ИСКУССТВА, которое выступает не только важной и реальной силой формирования художественно-образного миропорядка, но приобретает во все большей степени действенность как «социальная сила», ибо новые образы как и научные открытия предполагают подрыв и разрушение старых канонов, разрыв привычных рамок. Отсюда именно ИСКУССТВО в тесном взаимодействии с наукой способно и призвано регулировать в целом человеческую деятельность в поисках выхода из объективно создавшегося глобально информационного кризиса, в поисках путей активного и продуктивного развития общества, выступая в значительной степени гарантом сохранения человечества.
Сегодня характерен учет ценностных факторов человеческого мироотношения, реальность творческой составляющей деятельности людей, обеспечивающей саморазвитие, «самостроительство» субъектов этой деятельности на основе реальных обстоятельств быстро меняющегося мира. Именно эти науки и искусство могут и должны создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые человечеству, отдельно взятому народу и каждому человеку. Понимание значимости гуманитарного пласта знаний издавна было присуще людям.
Сегодня педагогами, художниками и учеными изучается специфика обучения (цели, функции, принципы, дидактический цикл, формы и методы) в условиях действия иформационной образовательной среды.
Выявляются и обосновываются подвижки, изменения системы ценностей, положенной в основу конструирования содержания начального образования как средства приобщения учащихся к культурному и художественному опыту человечества.
Создан проект федерального государственного стандарта общего образования, где существенная роль отводится образовательной области «ИСКУССТВО», подготовлены материалы его методического обеспечения. Разработаны процедуры диагностики учебных достижений обучающихся.
Определена структура стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования.
Проведена необходимая работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного педагогического опыта, что позволило вычленить некоторые тенденции развития содержания образования и начать исследования по его конструированию для стандартов следующего поколения.
Выделены и описаны особенности диагностического инструментария международных сравнительных исследований, которые целесообразно учитывать при создании общероссийской системы оценки качества образования.
Сопоставительный анализ международных документов в сфере образования позволил рассмотреть различные подходы к трактовке основополагающих понятий – образовательная программа, образовательный уровень и др. А изучение стратегий развития среднего образования в разных странах выявило повсеместное доминирование ориентации на социальную справедливость, предполагающую равенство возможностей всех граждан.
Ведется разработка теоретико-методических основ комплексной оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Создается технология предотвращения возможных негативных социальных последствий использования ИКТ в образовании.
Разрабатывается методическая система комплексного, многоуровневого и многопрофильного обучения специалистов в области информатизации образования.
Создаются концептуальные модели, интегрирующие электронные технологии в аудиальное и визуальное художественное образование. Разрабатывается, в частности, модель продуктивной художественной деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая различные этапы создания произведений искусства. В практику внедряется специально разработанные технологии музыкального и художественного обучения на основ электронного цифрового инструментария, обеспечивающая творческое и общекультурное развитие растущего человека.
В проводимых учеными и художниками-педагогами исследованиях: раскрываются особенности развития мышления растущих людей средствами информационных технологий, в том числе ведется поиск возможностей преодоления клипового мышления, когда у подростков и юношества снижается способность к анализу, снижающего творческий потенциал; определяются характер, структура, содержание, динамика отношений, в которых функционирует растущий человек; выявляются новые виды и формы деятельности, позволяющие ребенку, подростку осознавать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других; разрабатываются научные основания формирования учебников нового поколения, в том числе так называемых «электронных учебников»; устанавливаются требования к формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных ребят; обосновываются модели профилактики и коррекции девиантного поведения средствами искусства в подростковом и юношеском возрастах в условиях образовательных учреждений и досуговой деятельности.
Исследуются социокультурные проблемы, обусловленные внедрением информационно-компьютерных технологий в сферу образования. В частности, выявлено, что такой вид досуга, как «просмотр ТВ», который ранее занимал верхние строки рейтинга в структуре свободного времени школьников, теперь находится лишь на шестой строчке, уступив место «общению с компьютером», дающему доступ в Интернет. Именно Интернет стал «учителем» и «воспитателем» современных детей.
Создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам. Получив новое информационное измерение, человечество приобрело мощный потенциал для своего дальнейшего развития. В этом потенциале сокрыты как негативные, так и весьма позитивные преференции. И как всегда на перекрестке развития нам предстоит пережить Возрождение. Возрождение через искусство и культуру, через любовь к природе и духовные ипостаси. Таким образом, дуализм индивидуального сознания не дает возможность сгармонизировать реальное и ирреальное, формирует ком не разрешимых противоречий: реалисты не воспринимают ирреальной мир компьютерных образов, а юные пользователи не могут «выйти» из виртуального мира.
Общественная, индивидуальная и другие виды сознания сегодня должны наполниться зрительным (визуальным) сознанием. Причем это сознание должно не только услаждать индивида изысканными технологическими образами придуманного мира, но и открывать удивительные тайны красоты реального мира. Не компьютер, а сам человек должен научиться управлять своим сознанием. А вот каким оно должно быть – это вопрос высокой культуры и образования.
Во всем мире это уже начинают понимать. Но очень робко. Дисциплины образования области искусства в школах России играют второстепенную роль. Хотя приняты очень серьезные документы на уровне международных и внутренних законов и соглашений. «Дорожная карта художественного образования и эстетического воспитания», Постановление Правительства РФ «О поддержке художественного образования» и др.
Говоря о «ментальной» эволюции как о форме информационной революции, нельзя не вспомнить великого древнего грека Софокла, воскликнувшего «Каждая форма существенна и каждая сущность формирована». Сбалансированность, гармония - вот свойство развития.
Все это размышления сегодняшнего дня, а что будет завтра?
В этой связи имеет смысл обозначить важнейшие этапы эволюции образования и искусства в глобальном мире, которые заключаются:
1) В формировании нового коллективного сознания в мировом образовательном пространстве, сознании способного изменить адекватность и эффективность человечества и существенно расширить границы его непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
2) В интеграции эволюции сознания с отдельно взятых индивидов на их коллективы, включающие не только отдельно взятые образовательные и культуросообразные организации, но и целые общества.
3) Качественно повысить значение культуры и искусства, в том числе (и в первую очередь) национальной, как фундаментальной основы формирующихся новых производительных сил, органично связанных с общественным глобальным миропорядком.
4) Формирование принципиального изменения самого механизма восприятия мира не только отдельным человеком, но и обществом в целом, так как это восприятие формируется глобальными средствами массовой информации с использованием информационных технологий. Последние в полной мере учитывают, что «картина сильнее слова»
5) Создание концептуальных основ развития психологии искусства и методических принципов высокой нравственности, гуманистических ценностей, духовности и эстетической значимости.
6) Раскрытие особенностей этнокультурного социального пространства, в котором реально функционирует растущий человек, проведя художественно-эстетический анализ повседневности, рассмотрев средовые характеристики РЕАЛЬНОГО мира, наиболее активно действующие на детское развитие.
7) Рассмотрение и фиксирование подвижек стадиального развития способностей и потребностей растущего индивида в условиях погружения разнополярной системы художественного образования.
8). Создание многомерной методологии психодиагностического измерения и оценки интеллектуального и личностного развития детей разных возрастов в условиях художественно-творческой деятельности и оценка влияния на детский организм компьютера и техники.
9) Построение целостной, реальной картины мира средствами искусства в личном развитии индивида; подготовка его к жизни в быстро меняющейся среде; развитие критического, рационального сознания и самосознания, обеспечивающего стрессоустойчивость, критичность мышления.
10) Актуализация выработки новых художественно-эстетических концепций, как основы новой теории гуманистического образования, опирающаяся на четкие мировоззренческие позиции и научные достижения (как ,например, в области интуиции, и иррационального мышления ,роль бессознательного и подсознательного, образного мышления и виртуальной реальности и др.)
11) Выявление соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знания, организация информационного пространства в рамках художественно-эстетического и этнокультурного образовательного процесса. Формирование общей информационной культуры.
12) Сохранение этнокультурного потенциала в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающих поколений.
13) Раскрытие с помощью художественно-образовательных технологий интеллектуального и духовно-нравственного развития ребенка, испытывающего гигантское давление к компьютеризации. Понять и объяснить новый уровень существования и развития человека.
14) Выработка специальных программ, в которых пересекаются проблемы современного искусства, педагогики, психологии и частных методик.
15) Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способной к самоконтролю, самореализации и самосовершенствования, ответственную, готовую к непрерывному образованию, умеющую самостоятельно принять решение, мотивированную к интеллектуальному поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного – субъекта социума.
16) Подготовка учителя креативно мыслящего, умеющего принимать неординарные решения ,учителя – личностно – значимого, стимулирующего у растущего человека желание (потребность) творить по законам РЕАЛЬНОГО мира.
17) Системная организация гуманистического образования одаренных детей.
18) Определение условий, принципов и методов интеграции особой культуры и искусства в общеобразовательную школу детей-инвалидов, детей с особыми потребностями.
19) Решение проблемы адаптации детей мигрантов средствами искусства , включая преодоление этнокультурных сложившихся стереотипов.
20). Организация и проведение олимпиад школьников.
21). Проведение выставок и семинаров.
22).Организация межвузовских и международных пленэров и обмен творческими группами студентов и преподавателей.
23). Организация и проведение научно-практических конференций.
24). Создание на базе УМК при МПГУ информационно-координационного центра по обеспечению ХГФ страны учебно-методической литературой. Составить единый каталог научных публикаций.
25). Организация и проведение один раз в три года Съезда учителей образовательной области «Искусство».
Эти и многие другие проблемы требуют нового уровня и глубины всей научной и творческой работы в системе подготовки художников-педагогов, а также четкой координации всех видов исследовательской деятельности. В разных вузах, научно-педагогических коллективах, творческих группах с разных позиций может рассматриваться та или иная проблема, но ее решение всегда должно быть объективным и значимым в своем целеполагании.

Литература:
1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. –М.: «Художник РСФСР», 1983
2. Кузин В.С. Психология живописи. –М.: «Академия», 2006
3. Ломов С.П. Дидактика художественного образования.-М.: Педагогическая академия», 2010
4. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. - Омск, 2002
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т.,М-В, 2005