В статье дается анализ проблем, связанных с несоответствием подготовки педагогических кадров стратегическим направлениям современного российского образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, прикладной бакалавриат, магистратура, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование, диагностика художественно-творческих способностей, этнохудожественная образовательная среда.

 Переход педагогического образования на двухуровневую систему подготовки, с одной стороны, довольно четко определил цель каждого уровня, с другой – породил ряд проблем.
Профессиональное поле деятельности магистра – старшая школа. Магистр должен проектировать индивидуальные маршруты обучающихся, обеспечивая профессиональные ориентиры. Опыт научного исследования, полученный в рамках магистерской диссертации, позволяет ему повысить профессиональный уровень в аспирантуре и докторантуре.
Интересы же бакалавра педагогического образования, особенно дошкольного и начального школьного образования, сталкиваются с профессиональными интересами выпускников педагогических колледжей. Преимущество выпускника ВО перед выпускником СПО – фундаментальная теоретическая база, однако он характеризуется более слабой практической подготовкой. В системе СПО больше внимания уделяется развитию практических профессиональных умений и меньше – теории. Поэтому обе эти ветви педагогического образования являются не соответствующими современным требованиям образования.
Несмотря на практикоориентированный признак российского среднего профессионального образования, значимого в модернизации педагогического образования, его жизнеспособность вызывает сомнение. Работодатель ориентирован на кадры с высшим образованием. В отличие от бакалавра педагогического образования системы ВО, повысить уровень подготовки которому помогает магистратура, выпускник СПО сегодня такой возможности не имеет. Его путь профессионального соответствия современным запросам более длительный и во многом дублирующий содержание программы предыдущего уровня (продолжение обучения по программе бакалавриата в системе ВО). В то же время окончивший магистратуру бакалавр системы ВО не очень стремится к работе в школе.
Таким образом, в педагогическом образовании сформировался квалификационный пробел: не хватает специалистов, сочетающих в себе достойный уровень теоретических знаний и практикоориентированный характер их реализации.
Отсутствие прикладного педагогического бакалавриата, реализуемого в сетевом взаимодействии СПО и ВО, делает эту проблему неразрешимой.
Кроме вышеназванных проблем в подготовке педагогических кадров, появляется еще одна, требующая незамедлительного решения, – это проблема инклюзивного образования. Умение создавать условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах и школах общеразвивающего вида сегодня должно стать составляющей профессиональной готовности выпускника педагогического образования. К сожалению, к решению этой проблемы он сегодня не готов.
Проблема низкого процента трудоустройства выпускников, на наш взгляд, связана с отсутствием системы долгосрочного прогнозирования потребностей региона в педагогических кадрах и продуктивных механизмов взаимодействия педагогического образования и работодателя, который и должен определять квалификационный уровень педагога. Отсутствие представителей работодателей, курирующих практическую составляющую подготовки, и слабая база площадок практик не позволяют качественно выполнять требования новых стандартов. Отчужденность работодателя от подготовки педагогических кадров приводит иногда к парадоксальным ситуациям, когда в школе введен предмет, а учителя еще нет (предмет «Искусство»).
К тому же, образовательная деятельность – это не только воспроизводство социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, но и развитие этнокультурных особенностей и традиций региональной культуры. Проблемы духовно-нравственного, этнокультурного развития и воспитания дошкольников и школьников во многом зависят от профессиональной готовности учителя к «...формированию активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности» (ФГОС ООО). Отсутствие этнохудожественной образовательной среды будущего учителя или воспитателя не может обеспечить им высокий уровень владения, оперирования и прогнозирование путей сохранения ценностей этнохудожественной культуры, тем более ретрансляции ее будущим поколениям в среде поликультурного общения и толерантности.
Еще одной проблемой подготовки учителей и воспитателей является неготовность к выявлению одаренных детей в раннем возрасте, отсутствие в их профессиональном арсенале инструментария первичной диагностики задатков способностей к изобразительной, музыкальной, спортивной деятельности. Творчество в дошкольном и младшем школьном возрасте, являясь механизмом адаптации ребенка к миру, себя не проявляет, так как учитель не способен создать условия его проявления.
Важная проблема педагогического образования в системе СПО – научные кадры: доктора и кандидаты наук, профессиональный опыт которых будет способствовать созданию продуктивной научно-методической базы и приобщению обучаемых к научно-исследовательской и диагностической деятельности.
Не учтены на сегодняшний день и особенности подготовки учителя сельской школы, который, получая основную педагогическую квалификацию, мог бы осваивать и дополнительные. Опыт работы в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки учителей убедил нас в том, что малокомплектной сельской школе нужен учитель с несколькими квалификациями. Отсутствие понимания потребностей реальной школы не позволяют решать эту проблему.
Задачи, связанные с серьезными изменениями в сфере дополнительного образования, и отсутствие практикоориентированного подхода в программах подготовки делают выпускников системы СПО не готовыми к психолого-педагогическому мониторингу развития детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ, к отработке образовательных, воспитательных моделей и технологий на профессиональных инновационных площадках.
Именно ряд этих остро стоящих перед российским образованием проблем определяет появление концептуальных идей создания инновационных моделей и технологий педагогического образования, успешно реализуемых в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций.

Сведения об авторах:

Фамилия, имя, отчество – Шабанова Ольга Петровна
Ученая степень – доктор педагогических наук
Ученое звание – профессор
Должность – профессор
Место работы – ВГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,
г. Курск
e-mail: Shabanova.o.p @gmail.com
тел. 8-906-694-450

Фамилия, имя, отчество – Шабанов Николай Константинович
Ученая степень – доктор педагогических наук
Ученое звание – профессор
Должность – зав. кафедрой, профессор
Место работы – ВГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,
г. Курск
e-mail: Shabanov.n.k @gmail.com,
тел.8-906-694-451