Новое тысячелетие стало для нашей страны периодом не только пересмотра ряда фундаментальных представлений о многих отраслях человеческой деятельности, общественных процессах и явлениях, но и периодом потери тех ценностей, ориентиров и установок, без которых невозможна гуманизация нашей жизни, гуманизация системы образования и воспитания нового поколения.
В настоящее время, когда обостряются процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, все острее встает проблема гуманизации и гуманитаризации образования как главных средств восполнения духовного вакуума, основных источников формирования новой социальной идеологии, идеологии культуры и национальной гордости за свою малую родину.
В решении этой задачи значительное место занимает интеграция образования и искусства как выразителей духовных традиций народа.
Искусство выступает для подрастающего поколения как «защитный пояс», охраняющий от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы, стать источником формирования агрессивного поведения.
Анализ социальных процессов, происходящих в нашем обществе, противоречий и трудностей приводит к более глубокому пониманию необходимости повышения роли духовной культуры. Недооценка этого в прошлом не на словах, а на деле нанесла ощутимый урон, как развитию самой культуры, так и духовному, нравственному здоровью всего общества.
Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет и какой путь выбирает. Задача заключается в том, чтобы предоставить каждому члену общества широкие возможности для такого выбора, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности.
Одним из аспектов развития личности является, как известно, эстетическое воспитание и художественное образование. Будучи целенаправленным процессом формирования у школьников развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом определяя его эффективность.
Научно доказано, что художественно-эстетическая деятельность человека позволяет выстраивать новую систему образования и выделения в нем отдельных учебных дисциплин, которое необходимо производить исходя из способов ориентации человека в культурной среде. Учитывая субъективный характер культуры, особенно важно, чтобы содержание образования было ориентировано не только на изучение культуры, а обеспечивало бы процесс вхождения в нее своих воспитанников. В этой системе человек – это объект и субъект культуры, носитель и творец культурной среды.
Очевидно, что в существующей системе обучения логическое начало образования преобладает над образным. Возникает необходимость разработки такой системы образования, где можно было бы реализовать и гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства, поскольку оно объединяет эстетические, нравственные и другие виды воздействия на человека, то есть формирует его гармонично, а не односторонне.
Среди актуальных задач художественного образования и эстетического воспитания учащихся на первый план в современных условиях самим ходом развития нашего общества выдвинута задача активизации их познавательно-творческой деятельности. Эта задача решается с использованием самых разнообразных средств и в различных видах учебной деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Особое место среди этих видов деятельности занимают предметы эстетического цикла. Более полное, научно обоснованное использование этих предметов в целенаправленном формировании художественно-творческой активности школьников – одно из важных направлений совершенствования художественного образования и эстетического воспитания в современных условиях.
Особенно актуальным в связи с этим является исследование проблемы совершенствования методов обучения искусству в системе непрерывного художественного образования и эстетического воспитания.
Недостаточная исследованность интегрального ресурса искусства как социально-психологического феномена, сложность интегрального качества этого предмета, своеобразие развития в системе непрерывного образования и особенность региональных условий потребовали изучения и осмысления результатов, полученных в ряде областей наук, смежных с изучаемой нами.
Эстетическим воспитанием занимаются учреждения культуры, образования, творческие союзы, но никто не рассматривает искусство как структуру, помогающую всей системе образования и воспитания. Мало кто думает о том, как влияет она на развитие творческих способностей учащихся, их культуру, нравственность, человеческие чувства.
Обзор научных исследований показывает, что в настоящее время многие моменты освоения искусства в школе и в вузе исследованы достаточно полно и глубоко.
Социальная функция искусства обусловливает художественно-образное освоение действительности. Художественный образ является основной структурной единицей искусства. В нем сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее. Как известно, художественный образ есть форма познания действительности и в то же время ее оценки, выражающей отношение художника к миру. Художественный образ выступает одновременно и как определенное значение, и как несущий это значение знак.
Формирование и развитие образа мира человека определяется не только обучением, но и является продуктом переработки его собственного опыта и результатов воздействия других компонентов образовательной среды.
Проникновение искусства вообще и народной художественной культуры в частности во все сферы образования обеспечивает новую методологию образования, способствующую формированию гармонической личности и активизации его творческой деятельности.
Включая совокупность творческих и практических знаний и умений системы художественного образования и эстетического воспитания, направленную на творческую деятельность средствами искусства, необходимо учитывать фундаментальные единицы эстетических знаний и ценностей. Практически невозможно разорвать изучение эстетических ценностей народной художественной культуры и ее художественное освоение, но при этом важно понимать всю сложность взаимоотношений гармоничности и творческой деятельности человека, признавать их относительную самостоятельность. Мы рассматривали активизацию творческой деятельности личности как гармонический фактор социальной активности личности.
Условия гармонического развития личности средствами искусства и народной художественной культуры показывают, что, если для повышения творческой активности не хватает грамоты, педагогические усилия необходимо интегрировать и сосредоточить на ее освоении через приобщение учащихся к истокам народного искусства.
Следует отметить, что гармоническое развитие личности и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами искусства и народной художественной культуры невозможно осуществлять без взаимодействия школы, вуза и музея, без интеграции образования и искусства. Это взаимодействие обеспечит непрерывность и преемственность в процессе эстетического и художественного образования. Поэтому работа по изучению и освоению технологий народного декоративно-прикладного искусства в системе непрерывного художественного образования осуществляется на основе анализа окружающей визуальной среды, взаимодействия работы педагога и специалиста музейной педагогики.
Музей является средством познания мира, построенным на зрительно воспринимаемом материале, требует высокого уровня визуальной культуры, где объектом восприятия выступают произведения изобразительного искусства. Задача педагога – развивать у учащихся качества, необходимые для восприятия произведений изобразительного искусства. Кроме того, имея дело с визуальным материалом, выступающим в форме художественного образа, необходимо активизировать в учащихся эмоциональную сферу, ассоциативное мышление, творческое воображение, сенсорные способности.
В настоящее время ведется работа по созданию школьных музеев по народному искусству на основе краеведческого материала, предметов старины, работ изобразительного творчества детей и подростков. Уже существует такой музей, зарегистрированный на базе МОУ СОШ № 25 г. Тулы (руководитель Т.А. Печурина). Это еще одно звено в работе по духовно-нравственному воспитанию и художественно-эстетического образования учащихся. Проводятся совместные мероприятия, выставки детского изобразительного творчества, мастер-классы, творческие мастерские, встречи по изобразительному и музыкальному фольклору и т.д. Работа в этом направлении продолжается. Постепенно руководители школ, вузов и других образовательных учреждений, приходят к выводу о необходимости решения данного вопроса в связи с развитием духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике гармонического развития личности, в том числе и развития ее творческого потенциала.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.
Овладевая знаниями искусства, человек осваивает самую сложную структуру восприятия изобразительных средств различных видов творчества, а это оказывает влияние на развитие всех человеческих способностей и формирует образование и воспитание нового поколения.
Н.С. Иванова, д.п.н.,
профессор кафедры гуманитарного
образования ГОУ ДПО ТО «Институт
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области».