Вступление России в ВТО отразится на многих сферах экономики, глобализация экономики ведет к стандартизации образования. Возможно увеличение число учреждений образования под эгидой иностранных, с выдачей дипломов международного образца, что повышает требования к обучению иностранным языкам и компьютерной подготовке специалистов различных областей и приведет к переходу на мировые стандарты в присуждении ученых степеней и званий.


В существующей «Концепции развития дизайна в Российской Федерации» сформулированы задачи, стоящие перед дизайном сегодня:
1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения... .
2. Повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики... .
3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна, с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавленной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения.
Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач и в связи с необходимостью соответствовать международным стандартам образования, российское дизайн-образование должно повысить свой качественный уровень.
Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого экономического развития страны. Т. В. Опейкина рассматривает различные аспекты повышения качества образования. Причины снижения требований к уровню образования в обществе лежат в духовной области и напрямую зависят от уровня образованности, нравственности, моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. К числу факторов, влияющих на качество образования, относятся: резкое увеличение объема знаний, необходимость брать на вооружение многодисциплинарный подход; желание молодежи добиться большей социальной адекватности и т.п.
Поиск новой концепции дизайн-образования совпадает со сменой индустриального общества постиндустриальным: эра покорения природы и веры в технический прогресс сменяется экологической эпохой, переключающей наше сознание с внешних факторов развития на внутренние. Конструктивная и одновременно творческая суть дизайнерской деятельности, феномен одновременности процесса и результата имеет эвристическую природу. В дизайн-образовании важно не вооружить студента знаниями обо всем предыдущем опыте поиска решений, а научить оптимизировать знания в процессе решения конкретной дизайнерской задачи. Решение задачи должно быть найдено в результате активности мышления дизайнера.
Дизайн выступает выражением проектной культуры постиндустриального общества, концентрирует в себе процесс изменения как эстетических, так и утилитарно-качественных критериев, напрямую влияет на преобразование культурной и экономической среды социума.
Квалификация дизайнеров в России существенно отличается от квалификации дизайнеров развитых стран. Зарубежный дизайнер проектирует изделия под реальные или прогнозируемые рыночные ситуации, владеет технологиями товарообразования и ценообразования, обеспечивает прибыль. Ведущей тенденцией является создание инновационных товаров и услуг на базе интеграции науки, технологий дизайна и образования, ориентированного на подготовку кадров, способных работать в рыночных условиях. В наших условиях дизайнер, получивший глубокие теоретические знания и довольно широкие практические навыки, не подготовлен к работе в условиях свободного рынка.
Необходимо давать дизайнеру знания, которые сделают его конкурентоспособным на рынке труда. Новая модель дизайн-образования должна обеспечивать студентов возможностью получения современных знаний в области управления рынком, а также в смежных областях деятельности (менеджмент, маркетинг), формирования навыков использования этих знаний в профессиональной дизайнерской деятельности. Конечно, получение определенной суммы знаний не гарантирует формирование профессионала, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов; однако вероятность реализации этих знаний уже будет служить более успешной интеграции российского дизайна в экономику и бизнес.
Отношение к современному дизайн-образованию как к сфере деятельности, которая может и должна влиять на развитие экономики, сходно с подходом к бизнес-образованию. А. Л. Кузеванова формулирует главные цели бизнес-образования:
- передача знаний;
- выработка умений;
- формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения.
Она рассматривает также тенденцию выделения бизнес-образования из доминировавшего ранее в нашей стране экономического образования и условия его формирования: «... кроме экономической проблематики, (бизнес-образование) включает в себя вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом социологии, психологии, информатики и других «неэкономических» наук, положения которых плодотворно применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование определяют как междисциплинарную область образовательной деятельности». Сходные условия, но применительно к формированию качественного дизайн-образования, подробно рассматриваются педагогами и дизайнерами.
Таким образом, наблюдается тенденция сближения парадигм бизнес-образования и дизайн-образования, что, несомненно, обогатит обе сферы деятельности и позволит российской экономике уверенно развиваться в условиях конкуренции. Уже сейчас дизайнеры участвуют вместе с инженерами в разработке новых изделий на всех стадиях, от первоначального замысла до запуска в производство, некоторые компании рассматривают дизайн и как средство разработки и претворения в жизнь долгосрочных стратегических планов. Речь идет о координации многих видов деятельности компании в поисках своего имиджа, и о привлечении дизайнеров к формированию положительного рекламного образа компании, и об использовании дизайна как важнейшего средства перспективного планирования.
Сталкиваясь с конкуренцией, российский деловой мир уже убедился, что хороший дизайн - это хороший бизнес. Хорошего дизайна не будет без качественного дизайн-образования. Качественное дизайн-образование - это, в том числе, и знание основ управления бизнесом.

Львова Инна Алексеевна
к.п.н., зав. кафедрой дизайна,
КФ МГЭИ, г. Калуга